от 21.12.2010 № 12/4
ВНУТРИГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КРЫЛАТСКОЕ
в городе Москве
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
РЕШЕНИЕ
Рассмотрев представление Кунцевской межрайонной прокуратуры города Москвы от 25.11.2010 об устранении нарушений закона - части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,
муниципальным Собранием принято решение:
1. Представление Кунцевской межрайонной прокуратуры города Москвы от 25.11.2010 об устранении нарушений закона - части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» принять к сведению.
2. Направить в Кунцевскую межрайонную прокуратуру города Москвы правовое пояснение на представление от 25.11.2010 об устранении нарушений закона - части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (приложение).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Руководителя внутригородского муниципального образования Крылатское в городе Москве Н.М. Гончарова.
Руководитель внутригородского
муниципального образования
Крылатское в городе Москве Н.М. Гончаров
Приложение
к решению муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Крылатское в городе Москве от 21.12.2010 № 12/4
Правовое пояснение
на представление Кунцевской межрайонной прокуратуры города Москвы от 25.11.2010 об устранении нарушений закона - части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
В представлении Кунцевской межрайонной прокуратуры города Москвы от 25.11.2010 об устранении нарушений закона - части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» содержится ряд выводов о нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
По существу указанных требований о внесении в Устав внутригородского муниципального образования Крылатское в городе Москве в части определения избирательных систем, применяемых на местных выборах, формирования и сроков полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования, а также иных положений, предусмотренных Федеральным законом от 26.11.1996 №138-ФЗ, определяющего избирательные права граждан, муниципальное Собрание внутригородского муниципального образования Крылатское в городе Москве сообщает следующее.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) установлено, что Федеральный закон № 67-ФЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, пунктом 6 этой же статьи, предусмотрено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты о выборах и референдуме, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований установлены статьей 24 Федерального закона № 67-ФЗ.
При этом пунктом 4 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Аналогичные нормы содержатся в части 7 статьи 15 Закона города Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (далее – Закон города Москвы № 38).
Учитывая, что в пункте 4 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, части 7 статьи 15 Закона города Москвы № 38 не содержится такого условия, как обязательность включения данного положения в Устав внутригородского муниципального образования, Устав внутригородского муниципального образования содержит бланкетную норму, согласно которой порядок назначения, подготовки, проведения муниципальных выборов, а также подведение их итогов осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законами города Москвы (часть 6 статьи 42).
На основании пункта 4 статьи 24 Закона № 67-ФЗ, части 7 статьи 15 Закона города Москвы № 38 по обращению муниципального Собрания решением Московской городской избирательной комиссии от 28 августа 2003 года №3/5-27 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию района Крылатское» полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию.
Следовательно, при возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию избирательная комиссия муниципального образования не формируется.
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 176/1131-4, срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.
Аналогичная норма сохранена в Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5.
Учитывая, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию без ограничения срока осуществления полномочий, Уставом внутригородского муниципального образования не могут быть установлены порядок формирования, полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
Отсутствие в Уставе внутригородского муниципального образования Крылатское в городе Москве процедуры нормативного регулирования вопросов избирательных систем, а также сроков формирования избирательных комиссий, сроков их полномочий, установленных Федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 138-ФЗ) является нарушением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Однако ссылка на Федеральный закон № 138-ФЗ несостоятельна, т.к. сроки формирования избирательных комиссий, сроки их полномочий, установленных данным законом не совпадают со сроками, установленными Федеральным законом № 67-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 138-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется при нарушении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Представляется, что Федеральный закон № 138-ФЗ должен применяться только в том случае, если не выполнены требования, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 23 Федерального закона 131-ФЗ статьей 42 Устава внутригородского муниципального образования установлено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов муниципального Собрания на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законодательством избирательных прав граждан (часть 1), установлены сроки назначения муниципальных выборов (части 3 и 4), установлена избирательная система, согласно которой депутаты муниципального Собрания избираются по многомандатным избирательным округам (часть 5).
Таким образом, при соблюдении нормы Федерального закона № 67-ФЗ, Закона города Москвы № 38 о возложении на территориальную избирательную комиссию полномочий избирательной комиссии муниципального образования отсутствие в Уставе положений о порядке формирования, полномочиях избирательной комиссии муниципального образования не является нарушением части 3 статьи 39 Федерального закона № 131-ФЗ и конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.