КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ДОМАШНЕЙ АФЕРЫ
В последнее время обман пенсионеров стал одним из самых излюбленных видов афер разнообразных мошенников, пользующихся доверчивостью и неопытностью лиц преклонного возраста. Увы, пожилые люди то и дело не следуют одному из главных правил: быть всегда начеку. И часто пускают аферистов на порог. К каким предложениям: стоит отнестись с недоверием, читайте в сегодняшней статье.
О том, как обманывают пенсионеров, рассказывает первый заместитель Кунцевского межрайонного прокурора Вадим Алексеевич Савин.
Чаще всего, мошенники приходят к пенсионерам домой, имея заранее проработанную схему действий. «Домашние аферы» для злоумышленников очень удобны: как правило, пенсионеры одиноки, и общению с мошенниками ничто не может помешать, а денежные средства хранятся ими дома. «Приведу несколько распространенных схем, а вы будьте внимательны, если подобные предложения вдруг поступят вам», - предлагает Вадим Савин.
1) В почтовый ящик мошенниками опускается квитанция с указанием задолженности по коммунальным платежам и реквизитами счета подставной компании, которой необходимо оплатить коммунальные расходы. После получения денег руководство компании исчезает в неизвестном направлении, а обманутый пенсионер вынужден повторно оплачивать коммунальные долги, но уже надлежащей эксплуатирующей компании.
2) Мошенники предлагают инвалидам и пенсионерам «чудо-приборы» и «чудо-лекарства», которые якобы излечат от всех болезней, товар при этом предлагают по льготным расценкам. Полбеды, если вы просто потеряете свои деньги, другое дело - негативные последствия после их использования. Пенсионеры, чаще всего, и не задумываются над тем, что есть противопоказания, а перед применением любого препарата необходима консультация врача.
3) Пенсионер слышит фразу: «Здравствуйте! Мы работники здравоохранения, знаем, что у вас проблемы со здоровьем, у нас есть льготная путевка для вас в кардиоцентр (санаторий, диспансер, курорт)». Для убедительности жертвам выписываются путевки и направления, предлагаются путевые листы, заполняются анкеты, медицинские карты. Подыскивая жертв для подобных махинаций, преступные группы часто прибегают к помощи недобросовестных работников социальных служб, поликлиник для получения наиболее достоверной информации, которая помогает еще больше войти в доверие к старикам. Так в мае 2013 года Кунцевской межрайонной прокуратурой утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 24-летнего безработного гражданина Украины Сергея Безуглого. Органами предварительного следствия установлена причастность Безуглого к нескольким мошенничествам, совершенным по одной схеме. На домашний телефон пожилого человека звонил якобы сотрудник столичного Департамента здравоохранения, уполномоченный сообщить о его тяжелой болезни. Со слов звонившего, государство предоставляет пенсионеру квоту на лечение, в связи с чем перед прохождением лечения ему необходимо внести часть денежных средств, а также оплатить дорогостоящие лекарственные препараты. Задержать злоумышленника удалось благодаря бдительности пожилой семейной пары, сообщившей в полицию о мошенничестве. Уже договорившись о встрече и передаче денежных средств Безуглому и сняв со счета 75 тыс. рублей, пенсионер тем не менее позвонил в службу социального обеспечения и поинтересовался, действительно ли проходит указанная акция. После передачи денежных средств Безуглого задержали.
4) В последнее время нашел применение новый способ обмана. Схема аферы такова: преступники звонят на домашний или мобильный номер пожилым людям и взволнованным голосом сообщают, что с близким человеком случилась беда. Доверчивой бабушке может позвонить «внук» и дрожащим незнакомым голосом поведать, что взял, к примеру, у друга покататься машину, попал в аварию и сильно разбил её, теперь друг угрожает и надо откупиться, передав 100 тыс. рублей сотруднику милиции. Через час к бабушке заходит лжемилиционер, которому отдаются деньги.
Итак, чтобы не стать жертвой мошенников, пенсионерам необходимо знать несколько правил:
1) Не открывать дверь незнакомцам;
2) Если к вам в дом постучался человек и представился работником некой организации или фирмы обязательно требуйте у него удостоверение, первым делом запишите его имя, фамилию, должность и название конторы. Желательно иметь под рукой телефон справочной службы или организаций, обслуживающих район, где вы живете, чтобы уточнить, проводятся ли сегодня какие-либо выезды специалистов, и работает ли там человек с такой фамилией. Если в организации не подтвердили факт проведения выезда, есть все основания подозревать, что перед вами мошенник.
3) По вопросам назначения лекарств и прохождения лечения консультируйтесь со своим лечащим врачом.
4) В случае телефонного звонка о том, что с родственником случилась какая-то беда и ему необходимы деньги, до совершения каких-либо действий связаться с человеком (родственником) о котором идет речь, и выяснить положение дел;
5) В дни получения пенсии стараться посещать почтовые отделения, сбербанки и банкоматы с родственниками или людьми, которым доверяете.
Если так получилось, и вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в дежурную часть ОВД или звоните по телефону 02. От вашей оперативности зависит, насколько быстро будут задержаны виновные, преступление раскрыто, а имущество возвращено законному владельцу.